3 сентября в центре Петербурга заработала первая зона платной парковки. Beyond (ex-Engel&Völkers) выяснил, всю подробную информацию о нововведении: сколько и когда платить, как правильно пользоваться паркоматами и нужно ли жителям центральных улиц оплачивать стоянку под собственными окнами – все самое полезное и важное, включая адреса и цены.
В зону платной парковки попали 27 улиц. Этот участок ограничен Невским проспектом, набережной реки Фонтанки, Лиговским проспектом и Кирочной улицей. При этом речь идет исключительно о проезжей части, парковаться во дворах по-прежнему можно бесплатно. Парковочных мест на сегодняшний день довольно много – 2900. Но хватит ли их на всех, покажет практика.
• Платные парковки в центре Петербурга будут работать с 8 до 20 часов. Причем ежедневно, включая выходные и праздничные дни. В остальное время парковаться можно бесплатно. Стандартный тариф за хранение легкового автомобиля составляет 60 руб., для мотоцикла – 30 руб. в час. Единожды оплатить парковку можно только безналичным путем с помощью паркомата (банковской или парковочной картой), SMS-сообщения, мобильного приложения «Парковки Санкт-Петербурга» или web-портала parking.spb.ru. Оплата наличными не предусмотрена.
• Для постоянных пользователей парковкой предусмотрены абонементы, стоимость которых на один месяц составляет 12 000 руб., на год – 108 000 руб.
• Внести деньги нужно в течение 15 минут. Иначе – административный штраф в размере 3000 руб. Аналогичную сумму придется заплатить, если вы не внесли плату за стоянку, а также в случае оплаты парковочного места в меньшем размере и превышении оплаченного времени более чем на 10 мин. Однако эвакуация автомобиля за любое из вышеперечисленных нарушений не грозит. Если, конечно, речь не идет о нарушении ПДД.
• Жители домов, попавших в зону платной парковки, получат льготы. Но не автоматически, их надо оформить в МФЦ. И тогда за год стоянки транспортного средства категории А придется заплатить всего 900 руб. За машину категории В – 1800 руб./год, а за авто категории С – 3600 руб./год.
• Ветераны ВОВ за парковку платить не будут. Право на бесплатную парковку также имеют бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, зарегистрированные в Петербурге многодетные семьи, инвалиды 1-й и 2-й групп и их сопровождающие.
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры уже подведены итоги работы платной зоны: за первых месяц работы системы паркоматов было зафиксировано более 800 000 парковочных сессий. Наибольшей популярностью среди водителей пользуются стоянки на Литейном проспекте, улицах Маяковского и Восстания, а наименьшей — Солдатский переулок. В среднем в неделю в парковочной зоне в платное время фиксируется порядка 15 700 тыс. парковочных сессий, что обеспечивает около 41% загруженности парковочного пространства. Из них 20% составляют парковочные сессии жителей и льготных категорий граждан, 6% — короткие парковочные сессии продолжительностью до 15 минут, а около 15% — парковочные сессии с почасовой оплатой.
Первый месяц функционирования пилотной зоны платной парковки в Санкт-Петербурге принес городскому бюджету 14 млн рублей – в 1,5 раза меньше, чем прогнозировали городские власти. Планировалось, что загруженность платных стоянок составит 60%, но реальность продемонстрировала цифру в 41.6%.
Водители еще находят альтернативные варианты: ищут места на соседних участках или паркуются во дворах. Но общим результатом первого месяца работы в Смольном довольны – платные парковки уже выполняют свою функцию – они частично разгрузили от транспорта центр Петербурга. Например, исчезли традиционные заторы на набережной реки Фонтанки и улице Восстания – ранее там мешали движению автомобили, припаркованные вторым рядом.
Не секрет, что данное нововведение в том числе привело к ряду отрицательной ответной реакции со стороны населения. Так с момента запуска системы оплаты парковки основные жалобы граждан затрагивали к примеру сложность использования меню паркомата и его неполную русификацию. Некоторые испытали неудобство по причине отсутствия возможности оплатить наличными. Также известны примеры, когда не каждый оператор сотовой связи был способен предоставить возможность абоненту рассчитаться посредством SMS-сообщения. К слову, на сегодняшний день зафиксированы по меньшей мере 12 случаев повреждения паркоматов неизвестными путем агрессивного физического воздействия.
В 2016 году планируется расширить вторую очередь платной парковки на 9018 парковочных мест, она займет всю территорию между Невским проспектом, Синопской, Смольной, Воскресенской, Дворцовой набережными и набережной Кутузова.
Предполагается, что к 2020 году зона платной парковки расширится до 60 тысяч машиномест и полностью охватит Центральный, Адмиралтейский, Петроградский и Василеостровский районы Санкт-Петербурга. Ежегодно от использования пилотной платной парковочной зоны в бюджет города планируется поступление порядка 450 млн рублей, в этом году сборы составят около 145 млн рублей. Напомним, что общая сумма бюджетных затрат на реализацию проекта составила 246 млн рублей.